Игра в палеонтолога!

Расскажите ребенку о работе палеонтолога (ученого, который изучает вымерших животных). 

Палеонтология, как научная дисциплина, возникла около 200 лет назад, хотя окаменелые останки животных привлекали внимание людей ещё в глубокой древности. Палеонтология – раздел геологии (науки о земле), однако по объекту исследования она ближе к биологическим наукам, так как изучает все возможные проявления жизни геологическом прошлом. 

Палеонтолог – очень редкая профессия и несколько «не от мира сего». Многие выдающиеся палеонтологи, вероятно, вполне комфортно чувствовали бы себя в болотах девонского периода или в хвойных лесах – карбонового. К сожалению, человек живет недостаточно долго, чтобы непосредственно наблюдать процесс эволюции. Поэтому для понимания того, как происходит эволюция и каковы её причины, приходится восстанавливать ее по кусочкам, откапывая их из недр земли. Палеонтолог пытается выстроить целостную картину мира прошлого. Он собирает своего рода пазлы, где каждый ископаемый элемент занимает своё место. И так же, как знание истории помогает нам понимать современные события в политике, знание естественной истории объясняет многие явления в животном и растительном мире. 

Как и для любого ученого, для палеонтолога необходимо иметь способности к анализу, сравнению и обобщению. Кроме того, важно быть терпеливым в кропотливой работе. Нередко от ученых требуется незаурядное воображение, поскольку палеонтологам больше, чем кому-либо приходится сталкиваться с явлениями, не имеющими аналогов в современности. Можете ли вы представить себе животное, представлявшее собой гофрированную мембрану, похожую на картонку от яиц?

Для палеонтологов, работающих в полевых условиях на раскопках, также важны крепкое здоровье и физическая выносливость. Пригодится и знание иностранных языков – для общения с иностранными коллегами, участия в международных экспедициях и минералогических выставках.

До сих пор в Сибири, в вечной мерзлоте ученые иногда находят прекрасно сохранившихся мамонтов. С шерстью, хоботом и даже пучками травы в желудках. Предложите ребёнку тоже заняться поисками мамонта в «вечной мерзлоте».

Нам понадобятся: Полиэтиленовый пакет, молоток, отвертка, фигурки доисторических животных.


Ход работы: 

1. Налейте в полиэтиленовый пакет воду. Пусть игрушка, изображающая мамонта, «случайно» упадет в этот водоем. Пакет положите в морозильную камеру и расскажите ребенку, что настал Ледниковый период, который будет длиться 30 тысяч лет. Когда вода замерзнет, Ледниковый период закончится, и наступят наши дни.


2. Достаньте пакет, вытащите из нее льдину и переложите ее в таз.


3. Предложите малышу «найти» мамонта. Дайте ему отвертку и молоток (только под присмотром взрослых!) – пусть попробует расколоть льдину и достать фигурку. А остатки льда с нее можно будет очистить с помощью теплой воды.


4. Когда мамонт будет извлечен, его можно будет поместить в Палеонтологический музей. Для этого найдите все игрушки, изображающие ископаемых животных, которые есть у вас дома: динозавров, птеродактилей и т.п. С помощью энциклопедии или интернета определите, к
какому виду они относятся. Пусть ребенок запишет название каждого животного на бумажке и разложит таблички перед каждым экспонатом. А может, он сумеет провести для вас настоящую экскурсию по музею и рассказать об интересных фактах и особенностях жизни каких-то
экземпляров?